- Центральная студия телевидения СССР
Центральная студия телевидения СССР
Первая в стране программно‑творческая телевизионная организация ‑ Центральная студия телевидения (ЦСТ) была создана 22 марта 1951 года Постановлением Совета Министров СССР "Об организации регулярных телевизионных передач в г. Москве".
Центральная студия телевидения (прообраз 1‑й программы, ныне 1‑й канал Останкино) была создана на базе Московского телецентра на Шаболовке в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации. Эмблемой ЦСТ долгие годы была Шуховская башня.
Вначале ЦСТ осуществляла ежедневное телевещание на Москву и Ленинград, но уже через пять лет советское телевидение стало многоканальным (началось вещание по второй программе), а в конце 1950‑х годов ‑ общесоюзным, и Центральная студия сменила свое название на Центральное телевидение СССР.
Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно‑драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания, общественно‑политическая редакция.
Публицистическое вещание (за исключением спортивных репортажей) на ЦСТ началось лишь после 1952 года, до 1954 года публицистические программы назывались "тематическая передача", они включались в программы от случая к случаю: открытие памятника Максиму Горькому; выступление учащихся школы фехтования; рассказ о Центральном Доме работников искусств и т. п.
В 1954 году в составе ЦСТ были созданы редакции (отделы) промышленных, сельскохозяйственных, научно‑популярных и спортивных передач (до 1954 года спортивные программы готовились редакцией общественно‑политических передач).
В новые редакции пришли работать журналисты, которые принесли на телевидение опыт прессы и радиовещания. Поначалу у Центральной студии телевидения не было собственных дикторов, поэтому приходилось прибегать к помощи приглашенных с радио. Однако вскоре в штате студии появились первые собственные дикторы. Это были Нина Кондратова, Ольга Чепурова и Валентина Леонтьева, позже появились дикторы Анна Шилова, Игорь Кириллов, Нонна Бодрова, Владимир Балашов, Людмила Соколова, Светлана Жильцова.
Первым директором Центральной студии телевидения была Валентина Николаевна Шароева.
Ежедневное вещание на ЦСТ началось только в 1955 году, а в феврале 1956 года Центральное телевидение стало двухпрограммным. Программы начинались в семь вечера и шли в среднем часа два‑три.
Тогда на ТВ процветал жанр тележурнала. Показывали и кинофильмы. С 1955 года ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театральных спектаклей.
Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 года. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь". С тех пор событийный репортаж все чаще появлялся на телевидении. А через год‑два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения.
К середине 1950‑х годов наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1954‑1958 годах в программах ЦСТ появились телевизионные журналы "Знание", "Юный пионер", "Искусство", "Для вас, женщины", "Молодость", "Физкультура и спорт".
1 мая 1956 года впервые была проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве, широко освещался по телевидению Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957).
В ноябре 1956 года была создана редакция "Последних известий" ЦСТ (в составе трех человек), которая первоначально занималась лишь простым повторением в дикторском чтении выпусков "Последних известий" радио. Выпуски эти шли по телевидению не каждый день, да еще и в неопределенное время (в конце вещательного дня). К 1957 году возникающее на ЦСТ кинопроизводство позволило включать в выпуск телевизионных "Последних известий" по два ‑ четыре киносюжета, снятых кинооператором студии.
С июля 1957 года телевизионные "Последние известия" стали передавать два раза в день – в 19 часов и в конце программы; второй выпуск "Последних известий" повторялся на другой день в конце дневных передач (в 14–16 часов), с некоторыми добавлениями. Одиннадцать съемочных групп ежедневно выезжали на съемки. Кроме того, привлекались и внештатные авторы‑операторы. Каждый сюжет длился 2–3 минуты, но нередко доходил до 4–5 минут и более.
К концу 1950‑х годов телевидение стало общесоюзным.
В 1957 году был создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению.
В начале 1960‑х появились первые постановочные передачи.
В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи была осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио. В 1965 году состоялся обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, а в 1966 году ‑ передача цветного изображения из Парижа в Москву.
В 1967‑1970 годах введен в действие Технический телевизионный центр "Останкино". С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций "Орбита".
К началу 1990‑х годов две программы Центрального телевидения принимались практически на всей территории России (свыше 95% всего населения).
К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое телевидение. Появилась возможность значительно улучшить качество передаваемого изображения при помощи новейших цифровых технологий.
В аппаратной студии Центрального телевидения СССР. Архив
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.